«Дикарь» от Бармалея

21 ФЕВРАЛЯ '12
Журнал «Компаньон magazine» (№1 / 59)
Прочитать статью в оригинале →

 

Мотоцикл — это круто. Это очень по-мужски: скорость, мотор, кожан, борода и пузо. Впрочем, последнее не обязательно: вон даже подтянутый ботоксом альфа-самец Путин уже второй год появляется на международном байк-фестивале. Правда, не на байке, а на трайке. Вы не знаете, в чём разница? Сейчас объясним.

Нестандартный байкер — это трайкер

Инженеры, жившие на рубеже XIX-XX веков, долго искали универсальную форму мотоцикла. Экспериментировали с конструкцией, с расположением двигателя и количеством колёс. Когда-то хит-парад мототехники возглавляли трициклы — мотоциклы с одним колесом спереди и двумя сзади, или наоборот. Однако эти модели быстро уступили натиску двухколёсных собратьев.

Сегодня в нашем представлении трёхколёсный мотоцикл — это тарахтящий «Урал» с коляской. Между тем трайк — это трёхколёсный гибрид, который вновь наберёт популярность не только на родине «Харлея», но и на российских заснеженных просторах.

Пермские умельцы из мотомастерской R-evolution специализируются на постройке трёхколёсных мотоциклов. Они гордо именуют себя словом «кастомайзеры». Лицо мастерской — Юрий Гапликов, которого в мотоциклетной среде называют Бармалеем. Старшие братья Юрия жили в селе и беспрерывно меняли мотоциклы. Так что  советский мотопром он изрядно поюзал ещё в юношестве, а когда подрос — купил собственный мотоцикл. Импортный, естественно.

Одного взгляда на Бармалея довольно для того, чтобы поверить его словам: «Я никогда не любил стандартных решений». Вот почему первый же свой мотоцикл он немедленно затюнинговал. Через два года надоело — продал. Затем долго изучал предложения, конструкции, возможности тюнинга. В конце концов, пришёл к выводу, что хочет построить сам нечто уникальное, не похожее ни на что другое как визуально, так и технически. Выбор пал на трайк.

Расчленить «японца»

Создать добротный трайк в гаражных условиях оказалось невыполнимой задачей. Юрий нашёл подходящее помещение и вместе с такими же двинутыми по мотоциклам единомышленниками открыл мотомастерскую. Год готовились, подбирали необходимые инструменты, тем временем отремонтировали не один десяток обычных (стоковых) мотоциклов.

Первый «опытный образец» трайка получил название «Немец». Не совсем понятно, почему его так назвали — ведь создавали аппарат в 2010 году на базе советского «Урала» 1954 года выпуска. «Пилотный» трайк предназначался для испытания пневмоподвески. Любитель нестандартных подходов Юрий Гапликов отказался от стандартных мотоциклетных или автомобильных амортизаторов в пользу «пневматики».

МЫ НЕ ИЗОБРЕЛИ КОЛЕСО. НО КОНСТРУКТИВ ЭТОЙ ПОДВЕСКИ — ЭТО ЧИСТО НАША РАЗРАБОТКА. МЫ ЕЁ НИ У КОГО НЕ СЛИЗЫВАЛИ

«Естественно, мы не изобрели колесо. Но конструктив этой подвески — это чисто наша разработка. Мы её ни у кого не слизывали», — гордится кастомайзер. 

Опробовав свои силы на уральском «Немце», принялись за постройку выставочного образца. Так появился «Дикарь». Для постройки трайка нужен был «донор». Для «Дикаря» был куплен мотоцикл Suzuki VS-1400. Словно скульпторы, пермские кастомайзеры «отрезали» от «японца» всё лишнее, взяв лишь двигатель, часть рамы и «мозги». Остальное конструировали сами. В середине июня 2011 года «донора» начали расчленять на «органы», и уже 24 сентября выехали на готовом трайке.

«Три месяца — это очень хороший срок, считает Юрий-Бармалей. — НАпример, в Москве аналогичные проекты берутся делать не менее, чем за восемь-девять месяцев. Мы работали очень напряжённо — в девять утра как штык в мастерской, а домой — глубоко за полночь. Конечно, очень помогли друзья — два высококлассных технолога -конструктора из КБ, которые приняли участие в разработке конструкции независимой пневматической задней подвески. Сейчас они ведут разработку редуктора на новый проект».

«Дикарь»  получился в стиле чоппера — с удлинённой вилкой, большим передним колесом и широкими — 300 мм — задними. На выставке в Тюмени «Сибирский трейл» пермский трайк занял первое место в номинации «зарубежный кастом». Байкеры из Калифорнии (США) назвали мотомастерскую «русским конкурентом». На дороге трайк тоже зарекомендовал себя превосходно — с 24 сентября до наступления холодов на нём успели накатать аж 800 км.

Сейчас в работе Бармалея и его команды — ещё два трайка, которые производятся на базе Kawasaki Vulcan 2.0 и V-Max 1.3. В них кастомайзеры тоже планируют использовать необычные технические решения. Трайк «Вулкан», например, будет опускаться и подниматься в пределах 20 см спереди, сзади и в центре, за счёт чего можно будет регулировать жёсткость и клиренс. «Пневматика и гидравлика с автоматической системой от немецких производителей — оптимальное решение для нашего российского бездорожья», — говорит Юрий.

В общем, технические решения могут быть разные. Но основная проблема,  с которой столкнулись кастомайзеры, — это … оформление трайков и постановка их на учёт в ГАИ. Ведь такого понятия, как «трайк» или «трицикл», не существует в нормативных документах. Работники ГАИ просто не знали, как регистрировать изделия пермских кастомайзеров. Пришлось идти сложным путём.

«Мы делаем чертежи, готовим все необходимые документы, — рассказывает Юрий Гапликов. — Отправляем в сертификационный орган и получаем освидетельствование, что это транспортное средство может передвигаться по дорогам общего пользования. На основании этих бумаг регистрируем изменения в конструкции и ставим трайк на учёт в ГИБДД. Пометка в техпаспорте — «трицикл». Сегодня с оформлением проблем не возникает».

Кому вообще нужен трайк?

Мотоцикл, конечно, более компактен и манёвренненю Зато трайк однозначно устойчивее на дороге. По многим функциональным параметрам трайки никогда не станут лидерами, но есть и  неформальные критерии. Трайки уникальны, они привлекают внимание, собирают больше всего интересующихся на байкерских шоу и выставках.

Юрий Гапликов уверен, что его трёхколёсные красавцы непременно будут пользоваться успехом у определённой аудитории. «Те, кому за сорок, кто имеет возможность купить мотоцикл, но не имеет опыта вождения, скорее всего, не сядут на двухколёсный аппарат — такова уж практика, — рассуждает Бармалей. — Без опыта очень легко уронить и повредить мотоцикл, это небезопасно для новичка. Поэтому трайк — это хороший выход. На нём можно достаточно быстро научиться ездить. Не надо бояться, что он упадёт, нет возрастных ограничений».

ТРАЙК — ЭТО ХОРОШИЙ ВЫХОД. НА НЁМ МОЖНО ДОСТАТОЧНО БЫСТРО НАУЧИТЬСЯ ЕЗДИТЬ. НЕ НАДО БОЯТЬСЯ, ЧТО ОН УПАДЁТ, НЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Байкерская культура в России едва зарождается, но развивается стремительно. Количество мотоциклов ежегодно растёт. Сегодня в Перми можно встретить практически весь модельный ряд. Спрос увеличивается, но предложение поступает только от иностранного производителя. «На Ирбитском заводе, ныне «Уралмото», работает небольшой цех. Делают мотоциклы только под заказ и только «на заграницу», — говорит Юрий Гапликов. — Для качества, которое они выдают, ценник достаточно высокий — $10 тыс. При этом надо вносить предоплату и очень долго ждать. Нет больше в России своего нового «Урала».

Трайки от Бармалея и его друзей — это, конечно, очень небольшой, но уже заметный вклад в развитие мотокультуры. О «трёхколёсниках» в России пока мало что знают. Так что много сил и времени у пермских кастомайзеров уходит на то, чтобы объяснить, почему именно кастом (то есть постройка с нуля) — оптимальное решение для начинающего байкера. «Любой стоковый мотокицл строится под среднестатистического мужчину. А должно быть как в ателье, — убеждает Бармалей. — Костюм покупается после примерки. Вот и с мотоциклом, трайком — та же история. Тебе не только должен визуально нравиться тот или иной мотоцикл. Ты должен комфортно себя на нём чувтствовать: правильная посадка, удобный руль и пр. На построенном «под себя» мотоцикле или трайке любой будет чувствовать себя уверенно, безопасно и получать от вождения одно удовольствие».